4 апреля 2014 г. Пленум ВАС РФ принял Постановление № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта», предусматривающее применение в России аналога французского института astreinte — штрафа за неисполнение судебного решения в пользу взыскателя.
Пункт 3 указанного Постановления устанавливает, что в целях побуждения к своевременному исполнению судебного акта по неденежному требованию суд в резолютивной части решения вправе присудить денежные средства на случай неисполнения судебного акта.
Требования истца о присуждении таких денежных средств заявляются в исковом заявлении либо в ходатайстве по ходу рассмотрения дела, а также взыскатель вправе обратиться с заявлением в суд, уже выдавший исполнительный документ, в порядке ст. 324 АПК РФ.
Основной принцип, сформулированный в данном пункте, таков, что исполнение судебного акта должно для ответчика оказаться более выгодным, чем его неисполнение и уплата присужденной суммы.
Суд также разъяснил, в какой форме может выплачиваться штраф за неисполнение судебного акта: в твердой денежной сумме, взыскиваемой единовременно, либо денежной сумме, начисляемой периодически; возможно также установление прогрессивной шкалы (например, за первую неделю неисполнения одна сумма, за вторую — сумма в большем размере и т.д.).
Момент, с которого соответствующие денежные средства подлежат начислению, также устанавливается судом. Возможно начисление денежных средств с момента вступления решения в законную силу либо по истечении определенного судом срока, который необходим для добровольного исполнения судебного акта.
Таким образом, применение астрента является дополнительным стимулом для должников исполнить добровольно и в возможно короткий срок обязанности, возложенные на них судебным актом.
Судебная практика по поводу применения института астрента была и до принятия настоящих разъяснений. Так, в Постановлении ФАС УО от 06 февраля 2014 года по делу № А71-13791/2012 суд отказал в принятии стимулирующей меры обеспечения принятого судебного решения в виде взыскания с ответчика 3000 рублей в доход истца за каждый день просрочки исполнения решения суда. Причем суд указал, что этот институт схож с французским институтом «астрента», однако посчитал, что до наступления просрочки по исполнению основного судебного решения вынести определение о взыскании нельзя.
А вот пример противоположной практики: Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 29 мая 2014 г. по делу № А40-82596/13 присудил ФГБУ «Российская государственная библиотека» и Министерству культуры РФ денежные средства в размере 50 000 долларов США за каждый день, в случае неисполнения окончательного судебного акта по настоящему делу, начиная со дня, следующего за днем вступления в законную силу.
Теперь, после принятия Пленумом ВАС РФ Постановления «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта» должно установиться единообразие в применении института астрента, у взыскателей появились основания для заявления, а у судов — для удовлетворения требований о взыскании денежных средств за неисполнение судебного решения.