Как много услуг и товаров предлагает нам современный рынок. Каждый день открываются новые и новые фирмы, граждане регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей. Как «выжить» в этой огромной массе, как привлечь клиентов и заявить о себе? Первым делом на ум приходит, конечно, реклама. Вариантов здесь множество: делать ли растяжки, расклеивать ли по городу объявления — это дело, вкус и деньги каждого. Но прежде всего, нужно подумать об элементе, необходимом практически всегда — о вывеске.
При этом возникает вопрос: информация, которая размещается снаружи зданий о компании и видах ее деятельности, будет являться просто вывеской или рекламной конструкцией? Данный вопрос имеет важное практическое значение, ведь регулирование размещения рекламной конструкции и информационной вывески существенно различаются.
Как следует из Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается только при наличии разрешения на ее установку, выданного органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается разместить рекламу.
Выдача указанного решения не является бесплатной — законодательством установлена госпошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции в размере 3000 рублей. При отсутствии такого разрешения установка является самовольной и подлежит демонтажу.
Кроме того, статья 14.37. КоАП РФ устанавливает ответственность за размещение рекламы без соответствующего разрешения в виде административного штрафа для граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; для должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Совсем иная ситуация складывается в отношении вывески.В соответствии с п. 2 и п. 5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В силу ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске.
ФАС России в своем Письме от 31.05.2010 № АК/16754 «О применении статьи 19 закона о рекламе» также уточняет, что сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно разъяснениям, данным в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Кроме того, Письмо ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» закрепляет, что в случае размещения на фасаде магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений без индивидуализирующих признаков указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.
Итак, всю необходимую информацию — фирменное наименование организации, место ее нахождения, режим работы — можно разместить на красочно оформленной, привлекающей внимание вывеске, которая в то же время не будет являться рекламой, а соответственно не потребует соблюдения дорогостоящей и длительной процедуры получения разрешения на ее установку.