Постановлением КС РФ от 10 марта 2016 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева» признаны неконституционными отдельные положения Закона об исполнительном производстве.
По общему правилу исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. При этом данный трехлетний срок прерывается предъявлением исполнительно листа к взысканию или частичным погашением долга. После перерыва течение срока начинается заново, а время, которое уже истекло, в новый срок не засчитывается. Таким образом, если взыскатель предъявил и впоследствии отозвал исполнительный лист, у него есть снова три года для предъявления его к взысканию. И так неограниченное количество раз.КС РФ пришел к выводу, что такое положение законодательства неконституционно. Он указал, что должник в таком случае бесконечно пребывает в состоянии неопределенности относительно своего правового положения, под угрозой применения к нему и принадлежащему ему имуществу исполнительных действий и мер принудительного исполнения, а исполнительное производство в итоге не будет окончено исполнением содержащегося в исполнительном документе требования.
Суд обязал федерального законодателя урегулировать вопрос перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению. А впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений должностные лица службы судебных приставов, а также суды, в случае, если представленный исполнительный документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем исполнительное производство по нему было прекращено, при исчислении срока предъявления исполнительного документа к взысканию обязаны вычитать из него периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу уже осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием.
Однако данные изменения касаются лишь ситуаций, когда возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства произведено по заявлению самого взыскателя. Если возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства вызвано обстоятельствами, имеющими отношение к должнику, действующее законодательное регулирование не может рассматриваться как нарушение конституционного баланса интересов взыскателя и должника в исполнительном производстве, поскольку иное позволяло бы должнику препятствовать его осуществлению.