Как правило, гарантийный срок у всех ассоциируется с ремонтом товара по гарантии. Однако не все знают, что это не единственная возможность потребителя восстановить свои права при приобретении некачественного товара.
Если недостатки товара были обнаружены в пределах гарантийного срока, потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- замены бракованного товара на другой;
- потребовать уменьшения покупной цены;
- потребовать возврата всей уплаченной за товар суммы или же потребовать того самого бесплатного гарантийного ремонта.
При этом, конечно, недостатки не должны быть получены после покупки в результате механического воздействия, а должны являться заводским браком (т.е. если вы сами уронили и сломали вещь, продавец не обязан возмещать ее стоимость или ремонтировать).
Итак, обратиться к продавцу с одним из вышеперечисленных требований в отношении некачественного товара потребитель вправе лишь в течение гарантийного срока. После его истечения вернуть деньги или потребовать бесплатный ремонт уже не получится.
Поэтому потребителю важно знать, как правильно исчислять гарантийный срок. Гарантийный срок товара начинает исчисляется непосредственно со дня передачи товара потребителю. Т.е. день покупки является первым днем гарантийного срока. Есть и исключения из этого правила, например, для сезонных товаров (обуви, одежды). Для таких товаров сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона.
Кто же принимает решение, каким будет гарантийный срок на конкретный товар? Согласно законодательству о защите прав потребителей гарантийный срок устанавливается изготовителем (информация о нем может быть размещена на упаковке, в отдельной гарантийной книжке и т.д.). И именно в этот срок продавец обязан удовлетворить требования потребителя в случае обнаружения в товаре недостатка.
Зачастую бывают ситуации, когда продавец устанавливает свой гарантийный срок на товар, меньший, чем установил непосредственно изготовитель. Такие действия продавца незаконны, и потребитель в таком случае может игнорировать пропуск меньшего срока и руководствоваться более долгим сроком, который определил изготовитель.
Продавец вправе установить на товар свой гарантийный срок, только в том случае, если он не установлен изготовителем. Либо вправе установить дополнительный гарантийный срок, т.е. сверх срока, установленного изготовителем, но никак не уменьшать его.
В случае, если гарантийный срок не установлен ни изготовителем, ни продавцом, потребитель вправе предъявить свои требования относительно некачественного товара в течение двух лет.
А что же делать, если гарантийный срок уже прошел, а в товаре выявились недостатки явно заводского характера? У потребителя все равно есть возможность обратиться к продавцу с соответствующими требованиями даже после истечения гарантийного срока при соблюдении следующих условий: есть доказательства, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (в этом может помочь независимая экспертиза товара); а также соблюдение временного периода – обратиться можно и после истечения гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента покупки.