Согласно ст. 9 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и/или иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.Как правило, в стандартный туристский продукт входят: перелет, проживание, питание, страховка, трансфер, оформление визы.
Все эти услуги предоставляют разные организации, но ответственность за задержку рейса, за неразмещение в номере оплаченной категории и другие недостатки несет туроператор.
В действующем законодательстве подробно регламентировано право туриста на информацию. В ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» закреплена ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию об услуге, предоставленную как на этапе заключения договора, так и в процессе его исполнения.
Так, в случае непредоставления полной и достоверной информации о туристском продукте, несет ответственность за его недостатки, выявленные после оказания услуг вследствие отсутствия у потребителя такой информации. При этом у туриста возникает право требовать как безвозмездного устранения недостатков услуг, так и уменьшения их стоимости или возмещения расходов, связанных с устранением их недостатков.
Кроме того, правила оказания услуг по реализации туристского продукта обязывают турфирму предоставить потребителю качественный туристский продукт, т.е. соответствующий установленным обязательным требованиям, а также условиям договора. Сюда могут относиться такие ситуации, как ненадлежащее исполнение договорных обязательств по визовой поддержке, непредоставление перечня обязательных услуг при задержке рейса и т.д.
Суды, как правило, взыскивают убытки с турфирм за ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с визовой поддержкой, в случаях установления таких фактов, как недействительность виз (несоответствие фотографий в визах данным владельцев паспортов); несвоевременное предоставление туристу паспорта с отметкой консульства иностранного государства об открытии визы или информации об отказе консульства в выдаче виз и другие.
Существенным условием договора о реализации туристского продукта является срок оказания услуги. В этой связи законодательство при длительной задержке рейса предоставляет туристу право заявить также требование о взыскании неустойки за нарушение сроков оказания услуги (согласно Закону «О защите прав потребителей» 3% в день от цен оказания услуги).
Специалисты ЦПУ «ИМЕЮ ПРАВО» проконсультируют по вопросам взаимодействия с туристическими агентами и туроператорами в спорных ситуациях, предложат способ восстановления Ваших нарушенных прав, а также помогут в составлении писем, претензий, исковых заявления, подготовке иных документов и представлении Ваших интересов в суде.