Постановлением Пленума Верховного Cуда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» даны разъяснения по отдельным вопросам об ответственности за нарушение обязательств. Постановление содержит разъяснения общих положений об ответственности, возмещении убытков, ответственности за неисполнение денежного обязательства, содержащиеся ранее в подобном виде в Постановлениях Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ, а также разъяснения новых положений, введенных Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации».
В частности рассматривается вопрос возмещения убытков, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение договора повлекло его досрочное прекращение. В указанном случае убытки в виде разницы между ценой, установленной в прекращенном договоре, и текущей ценой возмещаются соответствующей стороной независимо от того, заключалась ли другой стороной взамен прекращенного договора аналогичная (замещающая) сделка. Текущей ценой при этом признается цена, взимаемая в момент прекращения договора за сопоставимые товары, работы или услуги в месте, где должен был быть исполнен договор.
Постановлением разъясняется новое положение гражданского законодательства о возмещении потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств. Указывается, что в отличие от возмещения убытков возмещение потерь осуществляется вне зависимости от наличия нарушения обязательства соответствующей стороной и независимо от причинной связи между поведением этой стороны и подлежащими возмещению потерями. Возмещение потерь допускается, если будет доказано, что они уже понесены или с неизбежностью будут понесены в будущем. Особо уточняется, что соглашение о возмещении потерь должно быть явным и недвусмысленным.
Содержится также новые разъяснения об ответственности за недобросовестное ведение переговоров. Указывается, что сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки. При этом предполагается, что каждая из сторон переговоров действует добросовестно и само по себе прекращение переговоров без указания мотивов отказа не свидетельствует о недобросовестности соответствующей стороны. На истце лежит бремя доказывания того, что, вступая в переговоры, ответчик действовал недобросовестно с целью причинения вреда истцу, например, пытался получить коммерческую информацию у истца либо воспрепятствовать заключению договора между истцом и третьим лицом.
В связи с принятием настоящего Постановления признаны не подлежащими применению отдельные разъяснения постановлений Пленума ВС РФ и ВАС РФ, касающиеся начисления процентов за пользование чужими деньгами, уменьшения неустойки, а также присуждения взыскателю денег за неисполнение судебного акта.